пятница, 6 июня 2014 г.

Как перестать беспокоиться и начать жить? (с)



На фото Василисе 2 месяца.

Я решила озаглавить этот большой пост именно так (название книги Д. Карнеги), потому что по-другому я и не знаю как. Давно хотела сформулировать свои мысли по поводу первого года жизни ребенка и того, чего в следующий раз я уж точно бояться не буду, что стану обходить стороной, и как иногда полезно не волноваться и не расстраиваться по пустякам.






"Наша жизнь - это то, что мы думаем о ней".
Д. Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить".


Итак, друзья, чтобы не свинтить с катушек от чрезмерной ответственности, которая ложится на ваши плечи после рождения ребенка, я рекомендую вам для начала прочитать книгу Некрасова "Материнская любовь", потому что это великое чувство, увы, давит.

Относитесь ко всему проще. Да, легко сказать. Но все же... Это другая душа, которая выбрала вас своими родителями, а следовательно прав на нее никаких вы не имеете. И дальше кстати, я хочу сама не забыть об этом простом правиле и руководствоваться им в воспитании Сури.

Особенно сильная связь сохраняется, на моя взгляд, до тех пор, пока ты активно кормишь ребенка грудью. Я не могу представить сейчас, как формируется привязанность у искуственников, но мне почему-то кажется, что она слабее. Пусть простят меня те, кто по каким-то причинам не смог кормить естественным путем.

Я никогда не занималась проглаживанием одежды с двух сторон или стиркой абсолютно новых вещей, только потому, что они висели в магазине и все их якобы трогали. Да, я параною до сих пор по поводу прививок, и из-за этого мы не особенно контактируем с другими детьми, но мне кажется, что сейчас мне самой так удобнее, и тот факт, что это врачебное пожелание, а не наша прихоть, еще больше укрепляет меня в том, что еще не время.

Пару раз, в самом начале, у меня случались истерики, когда я думала, что не справляюсь, когда мне хотелось пожалеть саму себя, и когда я считала, что я самая несчастная на этой планете и никто не пытается меня в этом разубедить. Но в тот момент я также думала о молоке и о том, что ребенок все чувствует, так как на первом году жизни связь между матерью и младенцем особенно сильна - об этом говорят не только ученые, но и чувствуешь все сама.

О чем я жалею? О том, что до сих пор не нашла толкового педиатра. О том, что многих слушала и переживала. О том, что сразу не распознала, что очень многие чувствуют свое могущество, нагоняя на людей страх. Врачебный патронаж, который приходил в первый день, как только мы попали домой, сейчас видится мне совершенно безразличным и бесполезным. А тогда я ловила каждое их слово и пыталась вычленить из всего их бестолкового спича хоть крупицу разума, а именно то, что мой ребенок нормален, он здоров и все у него дальше будет хорошо. Врачи могли говорить всякое. До сих пор не забуду невропатолога, которая написала в Василисиной карточке: "Отек мозга". "Какой "Отек мозга"? - спросила я. - "У нас того не было"! - "Как же не было? У вас же тяжелые роды". В общем, если все это близко воспринимать, то можно было бы сейчас иметь абсолютно седую голову. От страха, недосыпа, забивания на себя, от ужаса тех перспектив будущего, которое мог рисовать в тот момент мозг.

А чего стоило "письмо счастья", которое мы получили через месяц после возвращения домой? Там было написано, что в интересах нашего ребенка, нам нужно еще раз сдать анализы на 5 основных генетических болезней, что якобы Сури в зоне риска и ее показатели превышены. Пока мы нашли к кому бежать, пока мы сдали, наконец, этот анализ, мною опять же было столько пролито слез, не пересказать. Каждый раз, глядя на своего вполне розовощекого ребенка, я просто хоронила его заживо. Мне казалось, жизнь закончена, и дальше только хождение по мукам. "Ну что? Сдавайте анализы и приходите к нам! Вы теперь будете нашими постоянными клиентами," - с улыбкой сказала мне врач из детской больницы Бурденко.

А то, что они пишут в карточках? Вы заглядывали туда когда-нибудь? Когда я начала спрашивать - о чем все это вообще? Мне ответили: "Понимаете, детей до года у нас здоровых никого нет! Это после года мы начинаем разбираться,  а до этого времени они все больны. У них у всех родовые травмы, гипоксии, дистонии. Им всем требуются массажи, электрофорезы, лактобактерии и имуномодуляторы". А если взглянуть на мир чуть шире, то вообще окажется, что в Европе и Америке нет такого заболевания как дизбактериоз, что там всем предельно четко объясняют, что золотистый стафилококк, если он не имеет серьезных проявлений, лечится простым грудным молоком, а не бактериофагами; что там не делают УЗИ всех внутренних органов, и серьезно и с пониманием относятся к такому явлению, как "внутричерепное давление", а не пишут это в карточках всем; что ребенок не обязан самостоятельно сидеть в 6 месяцев, - во сколько сядет во столько и сядет - это его личное дело. А у нас получается, что все только и пытаются запугать новоиспеченных родителей, для которых ребенок превращается в главную проблему их жизни.

Так вот, когда у меня появится второй малыш, я точно буду спокойнее. Я буду знать, что человеческий организм - удивительная машина, в которую лишний раз не стоит лезть, что это сложный самонастраивающийся инструмент, и что, даже если у малыша была гипоксия и т.д. и т.п., это не означает чего-то страшного и неотвратимого. Дайте шанс ребенку справиться со всем самостоятельно. На это просто нужно время и ваша любовь. Я знаю, что советчики чаще всего только вредят, и нужно поступать так, как ты сама считаешь нужным. У тебя же есть природное чутье, так позволь ему направлять тебя, отдайся этому потоку и пользуйся самым простым и верным правилом, которое я когда-либо слышала: "Делай все, что от тебя зависит и будь что будет". Да, некоторые вещи, касательно материнства, очень часто выходят из-под нашего контроля, мы не можем совладать с чем-то, что-то устранить или исправить. Поэтому нам важно просто оставаться спокойными и сконцентрированными, чтобы сохранить рассудок и не тратить попусту жизненные ресурсы.

Оглядываясь назад, я могу сказать, что этот год был непростым. Моя общая неподготовленность, сложные обстоятельства тяжелого старта, уязвимость, нервы - все это мешало мне, однозначно. Но если рядом есть тот, кто поддерживает, кто всем своим видом показывает, что ему все ни по чем, тогда на деле все оказывается не так страшно.

Я пока не знаю, как относиться к детским садам и школам... когда ребенок не на виду, когда ему завязывает шарф воспитатель, когда он общается с другими представителями рода человеческого, и то, в какой среде родились и воспитывались они неизвестно... Скорее всего нужно просто жить в мыслью, что ты не "владелец" этого  маленького существа, он не твое домашнее животное, у него своя жизнь, в которой он делает свои ошибки и творит собственный сценарий развития.

Я не понимаю тех, кто говорит: "Вот родить - полдела, самое главное - вырастить!". Вот, честное слово, не понимаю. Как можно его сознательно выращивать? Делать своего двойника? Или нет, не так! Стараться сделать лучшего себя, в ребенке иметь собственное воплощение, чтобы он добился всего того, чего ты сам не смог добиться? Это неправильно. Все закладывается само собой, и характер проявляется с первых дней жизни. Вы не воспитатели и не надсмотрщики в казарме, вы всего лишь свидетели жизненного пути (хотя бы на том протяжении, пока вы вместе физически) человека, которого родили и все. Остальное - за пределами моего понимания.

И еще напоследок несколько советов по поводу организации быта:

1. Спите каждый раз, когда засыпает ваш младенец. Оставляйте всю грязную посуду в раковине, стиркой пусть занимается стиральная машина. Если вы не будете отдыхать, то от уставшей от вас будет мало пользы.
2. Ешьте каши. Особенно гречку. По крайней мере, от нее у меня молоко прибывало.
3. Трогайте вашего младенца, гладьте его, прижимайте к себе. Моя ошибка в том, что Сурикат изначально не был ручным ребенком ни разу. Я не укачивала ее и не носила на руках, чему радовалась не скрывая своих эмоций. На самом деле, дети лучше развиваются в тесном тактильном контакте. Они делаются спокойнее и добрее. И от этого кстати тоже образуется больше молока. У меня случались приливы, когда я всего лишь просто думала о ней.
4. Оставляйте папу с ребенком, как только появляется возможность. Мужчины так быстро привыкают к тому, что их ни во что не вовлекают! Это множит отстраненность, пропасть между вами растет, и  вы вместе, как будто, а как будто и нет.
5. Возите ребенка хотя бы один раз в месяц на причастие. Я не знаю, что это дает, но, конкретно мне, спокойствие и уверенность, что я делаю все возможное, чтобы защитить свое чадо и укрепить силу его ангела-хранителя.
6. Разрешайте больше, чем запрещайте. На мой взгляд, нехорошо все время талдычить малышу "Нельзя!", орать это слово учительским  тоном. Пусть он лучше сделает и поймет, что так не нужно делать, чем будет лезть куда-то без конца. Да, этот совет не касается особо опасных случаев (для розеток купите заглушки).
7. Не запихивайте в 4-месячного малыша брокколи, а в трехмесячного яблочный сок. Чем позже начнете прикорм, тем лучше для пищеварения ребенка.
8. Не лечите то, чего не существует в природе. Пусть ребенок "перерастет" свою проблему.
9. Не паникуйте, если конкретно ваш малыш не делает чего-то в том возрасте, в котором это же действие делают его одногодки. Не сравнивайте. Мы все разные. Я не умею играть на гитаре, а кто-то только однажды взяв ее в руки,  начинает бренчать, как будто она там и была всю жизнь.
10. Не увлекайтесь ранним развитием. Я за адекватное детство.
11. Не переживайте по поводу еды. Если ребенок хорошо набирает вес, то ему всего хватает. И пусть сегодня он почти ничего не съел, зато завтра он точно проголодается.
12. Последнее... Самое важное. Если ребенок выглядит здоровым, то он здоров. Это тоже из одной американской книги, которую я прочитала до родов.

Все. Я кончил.




P.S. Что я сделаю осознанно и наверняка, так это попробую отдать маленького Суриката на хор. Уж очень у нее сильный голос.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...